Духовная антропология Блейка

Уильям Блейк

"Чаша не может вместить в себя больше того,
что позволяет её ёмкость, так же и люди не могут
представить себе, что существует нечто более
великое, чем человек. А ведь Бог и есть Человек,
потому что Он - Творец человека".

                                                           У. Блейк

 

Вторая половина XVIII века ознаменована освобождением Западной Европы от духовного гнёта христианского культа. На смену идеологии смерти, насаждаемой официальной церковью и основанной на вере в Христа распятого, приходит духовная культура. Понимая, что полнота человеческой реализации определяется полнотой знаний, западноевропейские просветители подготавливают почву для коренных перемен в культурной и религиозной жизни. Замкнутость в раз и навсегда закреплённых пределах, не соответствующая параметрам человеческого духа, становится объектом критики и насмешек со стороны представителей духовной культуры. "Свобода, равенство и братство!" - провозглашают деятели тайных обществ, открыто выступающие против религии рабства. Самоуничижение и самобичевание как программа существования человека сменяются творческим самопознанием.

Понимание того, что вечный, вездесущий и всемогущий Бог не может быть мёртвым, хотя бы потому, что Он есть, заставило европейских мыслителей обратиться к следующим вопросам: если Бог - живой, то как Он проявляет Себя на земле? И в чём заключаются Его проявления? В связи с этим, во второй половине XVIII века получают широкое распространение духовные учения о человеке, окружающем его мире, о Боге и космической иерархии. Переосмысление духовного статуса человека нуждалось в принципиально новом взгляде на вышеперечисленные понятия мировой духовной культуры и освобождении от христианской догматики.

Английский художник и поэт, оригинальный мыслитель и создатель оригинальной мифологической системы, Уильям Блейк (1757-1827 гг.) посвящает все свои произведения, за небольшим исключением, теме человека, его самосознанию и духовному становлению. Надо сказать, что семья Блейка принадлежала к среде Лондона, богатой многочисленными "сектами", находившимися в оппозиции к государственной церкви. Воспитанный на Библии, пророческих книгах и выросший в атмосфере свободомыслия, Блейк достаточно рано познакомился с сочинениями таких европейских мистиков, как Сведенборг, Бёме и Парацельс.

Платон, Шекспир, Мильтон, Вергилий, Овидий, Данте - вот круг духовного общения Уильяма Блейка. Кельтская культура, явленная в гностическом багаже поэта английскими народными балладами, поэзией Оссиана и Чаттертона, как бы возносит Блейка ветвями своего священного дерева на уровень представителя мировой духовной культуры. Нет прямых свидетельств участия Уильяма Блейка в деятельности тайных обществ Англии, однако, характерные черты орденской идеологии, безусловно, присутствуют в творчестве этого не по праву забытого художника и поэта.

Тема человека, неразрывно связанная с темой добра и зла и подкрепляемая эсхатологическими мотивами, является типичной для мыслителей и эзотериков Европы конца XVIII и начала XIX веков. Антропология наряду с традиционной теологией переживает период значительных перемен. Образ ветхозаветного пророка как символ духовной мощи, открытости по отношению к божеству и готовности "глаголом жечь сердца людей" становится доминирующим при определении масштабности и полноты человеческой личности. Почти все образы и действующие персонажи произведений Уильяма Блейка восходят к культурному наследию Ветхого Завета.

Произведение Блейка - "Союз Небес и Преисподней" (1793) - объединяет собой все темы, которым Блейк уделяет подробное внимание в своём творчестве. В "Союзе Небес и Преисподней" легко угадывается влияние Мильтона, хотя монументальность персонажей - Человека, Ангела, Дьявола и Бога - использована Блейком для решения качественно иных вопросов.

Поскольку одним из начальных методов познания Блейк видит критику так называемых "священных" текстов и официальных догматов, то "Союз Небес и Преисподней" начинается с прояснения заблуждений. Первое заблуждение, на взгляд Блейка, состоит в том, что принято считать, будто человек состоит из души и плоти; источником страстей - зла - является плоть, а источником разума, или добра, - душа; и человек, подчиняющийся страстям, обречён на вечные муки. По мнению же Блейка, плоть и душа человека и есть сам человек, а пять органов чувств "являются главными входными каналами для Души". Страсти, как считает Блейк, - это единственное подлинное проявление жизни {"Страсти - это вечное Блаженство"). Причём, дуализм внутреннего мира - симпатия и антипатия, любовь и ненависть - необходим для существования человека, потому что "без противоположностей не может быть движения вперёд". Именно противоположности, утверждает Блейк, лежат в основе понятий, которые называются в христианстве добром и злом.

В "Памятных видениях", являющихся отдельными небольшими главами "Союза Небес и Преисподней", рядом с человеком всегда находятся Ангел и Дьявол. Беседуя с человеком на равных, представители высших сил обсуждают такие глобальные вопросы, как: что такое Бог, как следует оценивать деятельность Христа на земле, топологическое положение человека в потустороннем мире. Примечательно, что, как следует из повествования Блейка, Ангел способен изменять своё качествование и мгновенно становиться Дьяволом, Необходимо заметить, что наличие в произведениях Блейка таких персонажей, как Дьявол или демоны, объясняется, в том числе, и нетерпимостью Блейка к любому типу завербованности и невозможности свободно изъясняться на темы, сопряжённые с духовным бытием человека.

В более раннем произведении "Естественной религии не существует" (1788 г.) Блейк пытается ответить на вопрос, что же такое религия, основывая свои рассуждения на физической природе человека. Если Бог обнаруживает или проявляет Себя в человеке, то, казалось бы, можно говорить о так называемой "естественной" религии, выводимой из человеческой природы и не нуждающейся в авторитете откровения и догмы, выстраивании своеобразного "stairway to heaven". И действительно, человек воспринимает мир через органы чувств и соответственно им мыслит и поступает. Накопление знаний, способность соотносить их между собой и образование, которое даёт человеку представление о нравственности, позволяют, скорее, рассуждать об этике, но ещё не о религии. К тому же, будучи ограничен наличием определённых органов чувств, человек в своём познании ограничивается объектами, которые он способен воспринять, и, таким образом, все науки "могли бы быть сведены к изучению одних лишь материальных объектов и вскоре остановились бы в своём развитии".

"Способность человека к восприятию зависит не от одних лишь органов чувств", - размышляет далее Блейк. Однообразие жизни, которое заключается в повторении одних и тех же явлений, рано или поздно перестаёт удовлетворять человека, и тогда он стремится овладеть тем, чем овладеть невозможно. Ему нужно заполучить всё, поэтому желания человека становятся беспредельными, или бесконечными, и сам он становится бесконечным. Завершая своё рассуждение, Блейк приходит к следующему выводу: "Тот, кто видит во всём сущем бесконечное, видит Бога". Здесь мы сталкиваемся с противоречием, потому что, с одной стороны, существует такое явление, как смерть, и в этом случае можно говорить о бесконечных желаниях человека только в пределах его жизни. Желания к тому же способны иногда превращаться в дурную бесконечность - ведь, как утверждает сам Блейк, "стремление получить в свою собственность то, что получить невозможно, приводит в конечном итоге к тому, что человек впадает в беспросветное отчаяние". Так при чём же здесь Бог и, главное, в чём заключается независимость человека от органов восприятия? В поэтическом или пророческом даре.

Небольшое произведение "Все религии одинаковы" (1788 г.) посвящено Поэтическому Гению. Поэтический Гений - гений человека, наделяющий последнего телесной формой, и являющийся в то же время Пророческим даром - это Человек в лучших своих проявлениях. Сходство же религий основано на том, что все люди подобны друг другу как внешним обликом, так и своими лучшими проявлениями, то есть Поэтическим Гением. И вновь прерывается ход рассуждения, Блейк утверждает: "И Иудаистская, и Христианская Библии имеют своим первоисточником Поэтический Гений, что необходимо следует из ограниченной природы физических ощущений человека".

Чтобы разрешить возникшую проблему, вернёмся к "Союзу Небес и Преисподней". В одной из его частей Блейк описывает трапезу, в которой вместе с ним участвуют два пророка: Исаия и Иезекииль. В ходе трапезы Блейк задаёт пророкам вопрос о том, что заставило их утверждать, будто с ними разговаривал сам Бог. Исаия отвечает так: "Что ж, я не видел и не слышал Господа Бога в общепринятом мирском понимании, то есть через физическое восприятие посредством ограниченных органов чувств, но мне было дано ощутить во всём том, что явилось мне, нечто неограниченное, бесконечное, и я был убеждён в ту минуту - да и сейчас остаюсь убеждённым, - что глас Божий был исполнен праведным гневом, и потому-то я, не думая о последствиях, взялся за перо". А Иезекииль добавляет, что в древнем Израиле выше всего ставился как раз Поэтический Гений, а все остальные качества считались производными. Более того, царь Давид умолял Всевышнего наделить его Поэтическим Гением. Следовательно, Поэтический Гений, или Пророческий Дар - это есть дар Божий, который, в свою очередь, свидетельствует о связи человека с Богом. Что же в таком случае можно назвать почитанием Бога?

"Поклонение Богу - это не что иное, как почитание Его совершенств в других людях: ведь каждый из смертных наделён каким-то талантом", - говорит Дьявол в другом "Памятном видении" того же произведения. Но вот проблема: если Иисус Христос - самый великий из людей, то насколько глубоко Его следует любить и за что? И Дьявол начинает перечислять деяния Христа: Он глумился над субботой, смеялся над Богом, препятствовал применению закона и позволял умереть тем, кто шёл ради Него на смерть. И здесь мы обращаемся к такому произведению Уильяма Блейка, как "Вечносущее Евангелие" (1818 г.).

"Трудно назвать такую добродетель, которой ещё до пришествия Христа не учил бы нас Платон или Цицерон", - пишет Блейк. Чему же учил Христос? Только ли прощать грехи, как отвечает сам же Блейк в начале "Евангелия"? Интересно, что Дьявол из "Союза Небес и Преисподней", собеседник Человека и Ангела, в "Вечносущем Евангелии" становится Сатаной, Врагом Творца и Злым Духом. По-видимому, Блейк разделял ветхозаветного Сатанаила, одного из Сынов Божиих, и новозаветного сатану, поэтому текст "Евангелия" заметно "проигрывает" по сравнению с "Союзом Небес и Преисподней". Создавая образ живого Христа и критикуя, тем самым, несостоятельный догматизм христианства, Блейк, к сожалению, продолжает оставаться в плену, казалось, неприемлемых для себя установок.

"Но был ли Иисус смиренен и покорен? Перечил ли кому? Когда-то с кем-то спорил?" Христология Блейка построена на самых известных эпизодах Нового Завета и подчёркивании независимого, подчас парадоксального поведения Христа:

"Ведь Иисус был духом горд и неподкупен, Слова Его весомы были, хоть и скупы".

И тут же: "Сказал Он людям тихо, с веской простотою: Я кроток и смиренен - следуйте за мною".

Христос, бичующий пороки, не угождающий никому и смиренный перед Богом предстаёт настоящим нарушителем закона:

"Земную мать не чтил Он и земного бога,
Глумясь над волею как той, так и другого.
Своих учеников привык Он наущать
Религию и власть не признавать".

Так что же Блейк видит притягательного в Христе? "Христос нам показал, что значит быть свободным…" И только-то? Бродяга, приятель блудниц и пьяниц, пускай творящий чудеса, но, главное, ведущий себя вызывающе, способен, скорее, сбить с пути истинного, а не указать Царство Божье. И вновь мы обращаемся к "Союзу Небес и Преисподней".

Рассуждая в одном из "Памятных видений" о возникновении жизни на Земле, Блейк приходит к мысли о том, что существует два типа людей: те, кто производит земные блага (этот тип восходит к Гигантам, создавшим наш мир и являющимся для него источником движущей силы), и те, кто их, блага, потребляет. "…И им (производителям и потребителям), - пишет Блейк, - навсегда суждено оставаться врагами; те же, кто пытается их примирить, навлекают на мир наш погибель". Христос же, как выясняется, приходил отделить одних от других; именно в этом смысле нужно понимать Его слова: "Не мир пришёл Я принести, но меч". В более поздних произведениях Блейка эти два типа людей получают ещё одно название: Человек Духовный и Человек Природный. В чём же в таком случае заключается свобода Христа? Оказывается, справедливость, состоящая в исполнении закона, ещё не говорит о рождении Человека Духовного. Христос демонстрирует людям великодушие и красоту поступка, который возвышает человека и выделяет его, таким образом, из коллективной души общества. Примечательно, что понятия "Природный" и "Духовный" - не пожизненное звание человека. Вспомним начало "Союза Небес и Преисподней", где Блейк рассуждает о противоположностях, и обратимся к одному из главных его произведений - "Видениям Страшного Суда" (1810 г.).

"Последний Суд - не Притча и не Аллегория", - заявляет Блейк. Последний Суд - это Видение, относящееся к разряду Вечных Видений, Образам всего сущего, как и вся Библия. Аллегория и Видение - совершенно различные понятия; последнее имеет отношение к Вечной Жизни, потому что Видение, или Образ, отражает в сознании то, что существует в Вечности как неизменная реальность. Мир Образов Блейк называет "лоном Господним".

"Видения Страшного Суда" - произведение, насыщенное библейской и каббалистической символикой: "Меж двух столбов, Иоахином и Воазом, сидит Иисус, на коленях у Него - Слово Божьего Откровения, а по обе стороны от Него сидят двадцать четыре старца, вершащие суд". Перед нами разворачивается грандиозное полотно или даже серия фресок, наполненных апокалиптической сюжетикой. Один из самых больших по объёму, этот труд представляет собой апофеоз творчества Блейка как художника и мыслителя. Интересно, что в самом тексте произведения Суд называется не Страшным как в заглавии, а Последним. Нам известно, что слово "последний" имеет значение "самый новый". И Блейк даёт понять, что Последний Суд - это динамическая процедура, потому что когда человек приходит к постижению новой истины, отбрасывая всё фальшивое из своей души, он предстаёт перед Последним (то есть Новым) Судом, чтобы после этого стать чище и мудрее.

Способность к мышлению и постижению мира является актуальной необходимостью для человека, осознающего свою принадлежность к миру духовных ценностей. "Не отрицание страстей ценится в том, кого берут в Рай, - говорит Блейк, - а высокие свойства его интеллекта, служащие источником всех его страстей в их свободном проявлении и вечной, непреходящей красоте".

"Борьба между Добром и Злом живится плодами Древа Познания; борьба между Истиной и Заблуждением - плодами Древа Жизни. Эта аксиома имеет … конкретный характер, ибо Добро и Зло, Истина и Заблуждение могут проявляться только через конкретные личности. Но поскольку носителем заблуждений является человек, то, следовательно, Заблуждение и есть Человек: без него не бывает ни Заблуждений, ни Истин".

Противоположности внутреннего мира, создающие драматургию пребывания человека на Земле, лежат в основе процедурности Последнего Суда как возможности выбора человека и фиксации его статуса. Союз Небес и Преисподней и есть человек, причём союз, построенный на единоборстве, потому что Природный Человек, по словам Блейка, атакует Духовного.

Мир Непрерывного Воспроизводства Потомства - среда обитания человека, которую Бог освещает даруемым человеку Поэтическим Гением. В мир приходит Христос и приносит с Собой драматургию Последнего Суда: Человек Природный борется с Человеком Духовным. Гравёр Уильям Блейк предлагает способ ведения борьбы - "инфернальный метод вытравливания, применение коего в Аду даёт исключительно благотворный и целебный эффект, ибо поверхностный слой исчезает и открывается спрятанная за ним бесконечность".

                                                                                                   Б. Шапаев 1999 г.




ГЛАВНАЯ     КОНЦЕПЦИЯ      ЭЗО ПОРТРЕТЫ     АРХИВ      БЛОГ НОВОСТЕЙ

Aquarius-eso