CВ. СОФИЯ

(Простонародная легенда) Когда Константин Великий воздвиг в Царьграде три первых Храма, то названы они были в честь высоких понятий – Премудрость, Сила и Мир. По существу обожествлены были высшие представления о Науке, культивировалось Вселенское познание. Храм Премудрости (Софии) начиная с 404 года неоднократно горел и восстанавливался. Со временем постепенно изменялись и представления о духовных ценностях. Универсальные науки все больше вытеснялись, ограничивались, во всех сферах деятельности укоренялись сугубо религиозные нормы, строгие каноны, обязательные праздники, ритуалы и обряды. Философская мысль стала приравниваться к язычеству и лжеучёности. Сменились и названия Храмов.

Тем не менее, культ Софии достиг к эпохе Юстиниана своего апогея.

(Из альтернативной истории)

Строительство Святой Софии (миниатюра из хроники Константина Манассии)

В Константинополе после очередного пожара (533 год) был заново построен в 534-537 годах грандиозный Софийский Собор.

«Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих». (Успенский Ф. И. История Византийской империи VI-IX веков).

Незадолго до этого, подавляя эллинский неоплатонизм и остатки гностицизма, Юстиниан своим эдиктом в 529 году закрыл гностические философские школы. Новый Собор Святой Софии воплощал уже чисто христианскую идею.

Императоры Константин и Юстиниан перед престолом Богородицы

Священный Храм виделся как сводчатая постройка, увенчанная сфероидным куполом. Такое здание представлялось “нисходящим с неба”, духовно возвышенным, ибо истоки христианской церкви, как утверждается, коренятся в Божественном Триединстве.

Храм св. Софии поражал своим величием, красотой фресок и мозаичных панно, богатством убранства. Его размеры, ритмы и своды, мозаика и живопись, вместе с пропорциями “золотого сечения” и “мерой человеческой”, воплотили космогонию Закона Божьего. Собор стал образцом для всего храмового искусства Восточно-христианской церкви. Воздвигнутый на вечные времена, крупнейший в христианском мире Софийский Собор являлся святыней и гордостью православия и стал архитектурным прообразом «Десятинной церкви», первого каменного храма Киевской Руси.

Однако уже в конце первого тысячелетия культ Софии, олицетворявшей космическую Мудрость, начинает угасать. Церковные ортодоксы усматривали в жизнерадостном образе отголоски эллинизма и язычества. Постепенно образ Софии стал вытесняться, и был полностью заменен культом Успения Божией Матери. Не избежала этой участи и София Древней Руси. Созидательную идею Познания, что изначально одухотворяла Русь, в период и после татаро-монгольского ига сменил строгий культ «спасения души неустанной молитвой». Храмы Софии превращаются в Успенские Соборы Богоматери. («Успение – погружение в сон, мирная кончина, подобная сну».) Различия между культами Софии Премудрости и Успенья Божией Матери очевидны.

После падения Константинополя в 1453 году Софийский Собор был обустроен минаретами и превращен в мечеть.

Ныне это музей – всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника – Музей Айя-София.

(Личное) Константинополь – город моих предков (в прямом и переносном смысле). Вероятно, так было всегда.

Если бы мне довелось побывать там, то паломничество мое началось бы со св. Софии (а может быть ею и ограничилось). Сейчас это музей, что само по себе и неплохо. А когда-то в месте этом сходились многие пути, и возможно именно там впервые зримо проявился образ грядущей Вселенской церкви.

Еще подумалось, что если бы довелось побывать на родине моих предков и увидеть Св. Софию, то отправилась бы я в путь с тем, кого очень люблю, с моим «вечным спутником» - Д. С. Мережковским.

Д. С. Мережковский

CВ. СОФИЯ

Айя-София

Теперь, когда мы так заняты Дальним Востоком, может быть, особенно любопытно вспомнить о месте первого соприкосновения Запада и Востока, о "вратах Востока" – Константинополе.

Но, признаюсь, я поехал в этот город не столько с мыслью о Дальнем или Ближнем Востоке, сколько с желанием увидеть храм – христианский ли, нет ли – не знаю, но храм Бога живого и прекраснейшее из всех зданий, построенных людьми и доныне уцелевших (Парфенон почти разрушен) – храм Святой Софии, Премудрости Божией. …

Святая София – для неё, для одной, стоит, пожалуй, поехать в Константинополь! Я, по крайней мере, не жалею, хотя это уже моё второе паломничество к ней. В первый раз я посетил её двенадцать лет назад. Тогда я видел её тотчас после Афин и Парфенона, который оставил во мне самое сильное впечатление красоты, которое я когда-либо испытывал в жизни. Но Святая София дала мне нечто новое, совсем, до противоположности, иное, но, может быть (я знаю, не случайно останется всегда это "может быть"), столь же великое. Тогда я только замышлял мою трилогию "Христос и Антихрист". Тема этой трилогии отражение в истории, – вселенской, то есть все века, все народы и культуры объединяющей, – идеи христианства (или, вернее, религии Святой Троицы, потому что христианство – только фазис этой религии).

И я увидел тогда в Святой Софии первое, и доныне в новом религиозном зодчестве единственное, воплощение этой идеи.

После оконченного двенадцатилетнего труда мне захотелось вновь взглянуть на Святую Софию, поклониться ей, храму первого вселенского соединения народов в религии Отца, Сына и Духа.

 

ЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

 




ГЛАВНАЯ     КОНЦЕПЦИЯ      ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ     АРХИВ      БЛОГ НОВОСТЕЙ

Aquarius-eso