ФУЛКАНЕЛЛИ. рис. Отари Кандаурова, (б., акв., карандаш), 2017 г.

ФУЛКАНЕЛЛИ

Фулканелли – алхимик-концептуалист, герменевтик и апологет орденской культуры. Он прочёл неприметные рельефы на главных готических соборах Франции, вдумался в их архитектонику и аллегоризм элементов и понял, что масонские братства были не просто исполнителями официальных заказов на строительство, но напитали официоз своим заканоническим глубоким содержанием, выруливая от Савла к Петру, Камню, и от него – к двум Мариям (и к Изиде-праматери) и Христу. Великое делание перешло званием на всю культуру и искусство посвящённых человечества. (О. З. Кандауров)

«Я был не в силах сопротивляться притяжению столь удивительной и захватывающей тайны…» Так написал Кеннет Р. Джонсон о «феномене Фулканелли» в своей книге о нём.

Кем же был этот загадочный мастер ХХ века, которому удалось оградить себя от нынешнего механистичного мира, чтобы посвятить многие годы поиску «философского камня»? Так вот, невзирая на близость во времени, невзирая на существование нескольких живых свидетелей, лично знавших Фулканелли, невзирая на современные методы расследования, мы по-прежнему имеем дело лишь с гипотезами, ни одна из которых не может считаться вполне доказанной.

Итак…

В 1926 году в парижском издательстве «Schemit» вышла книга, подписанная псевдонимом Фулканелли и получившая название «Тайна Соборов» или «Тайна Храмов и эзотерическая интерпретация герметических символов Великого Деяния». В мгновение ока было сметено с прилавков все триста экземпляров книги.

Спустя четыре года появился второй, вдвое больший по объёму труд «Философские обители» или «Философские приюты и герметический символизм в их соотношении со священным искусством и эзотеризмом Великого Деяния».

Тщательное изучение этих работ подтвердило, что таинственный автор вовсе не был ни любителем, ни дилетантом, ни шарлатаном, ни даже просто теоретиком; то был истинный алхимик, прекрасно знавший, о чём пишет. Тем, кто обладал хоть каким-то знанием предмета, было совершенно ясно, что работы Фулканелли стоят в одном ряду с классикой алхимической науки.

К двум сочинениям неизвестного адепта написал предисловие г-н Эжен Канселье, тогда совсем ещё молодой человек.

«Случай с Фулканелли уникален для нашего времени, ибо он свидетельствует о редкостной нравственной дисциплине, согласно которой новый Адепт строит свою судьбу по примеру кого-либо из своих немногочисленных предшественников, появлявшихся друг за другом каждый в свою эпоху и подобно маякам спасения и сострадания задававших направление на бесконечном пути. Строгая преемственность, чудесным образом не знающая перерыва, чтобы вновь и вновь в духовном и научном плане проявлялась истина – вечная, всеобъемлющая, неделимая. Подобно большинству адептов прежних времён, выбросив на свалку бренную оболочку «ветхого человека» (vieil homme), Фулканелли сохранил для себя лишь призрачное наименование, неуничтожимую визитную карточку, подтверждающую его принадлежность к высшей аристократии (aristocratic supreme)».

Однако г-н Канселье был весьма скуп на биографические детали, и эти объяснения, герметические и в традиционном, и в обыденном смысле слова, не удовлетворили читателей анонимного мэтра. Многие писатели и журналисты пытались разгадать эту волнующую тайну. Было выдвинуто несколько гипотез, согласно двум из них, под псевдонимом Фулканелли мог скрываться либо художник Жан-Жюльен Шампань, иллюстрировавший книги «адепта», либо, наконец, сам г-н Канселье. …

Впрочем, самого себя Эжен Канселье именует всего лишь учеником Фулканелли и исполнителем его духовного завещания. Кроме того, он опубликовал под собственным именем несколько сочинений о герметическом искусстве. Таким образом, делать вид, будто не он является автором трактатов Фулканелли, для него не имело смысла.

Жилище Канселье неподалёку от Бовэ, где он устроил лабораторию и занимался своими собственными экспериментами, оказалось по крышу погребено в письмах. На пороге толпами появлялись незваные визитёры, непременно желавшие увидеть его и вызнать, кто же такой Фулканелли и где его искать. Время от времени Канселье всё-таки вынуждали рассказать об алхимической работе или даже об его Учителе. Но подлинной личности последнего он так и не раскрыл.

В 1960 году вторая работа Фулканелли «Философские обители» была переиздана в «Omnium Litteraire».

Тех, кому удавалось проникнуть к Канселье, он продолжал убеждать, что его Учитель жив (Шампань к тому времени уже ушёл из жизни). Даже утверждал, что встречался с ним после его исчезновения в заранее оговорённых и подготовленных обстоятельствах. Вместо того чтобы иметь внешность восьмидесятилетнего старца, как это было во время их последней встречи, Фулканелли выглядел лет на пятьдесят. Иными словами, очевидные возрасты Учителя и его ученика постепенно сближались!

Естественно, те, кто привык воспринимать рассказы о невероятной продолжительности жизни и возвращении к юности Никола Фламеля и графа де Сен-Жермена в довольно скептическом ключе, получили повод посмеяться над Канселье. Пусть предъявит реального человека и докажет истинность своих слов!

И вот в тот самый год, когда были переизданы «Философские обители», бомба и взорвалась – причём там, где этого меньше всего ожидали.

Французский писатель Луи Повель и его друг Жак Бержье, бывший физик и автор научных трудов, опубликовали свою ставшую бестселлером книгу «Утро магов». Они оба уже были достаточно известны во Франции благодаря периодически выходившему альманаху «Планета», в котором публиковались материалы по всевозможным таинственным и научным явлениям.

Ко времени появления книги Повеля и Бержье и английского издания «Тайны соборов» Фулканелли приобрёл репутацию нового Сен-Жермена XX века и почти что алхимического «святого».

Обратимся теперь к воспоминаниям Жака Бержье. В июне 1937 года ему нанёс визит незнакомец, который не назвал своего имени, но дал понять, что является автором трудов «Тайны Соборов» и «Философские обители». В то время Бержье ничего об этих трактатах не знал. Описание беседы приведено Луи Повелем в книге «Утро магов».

«В 1937 году, в один из июньских дней, у Жака Бержье появились все основания думать, что он собственными глазами видел Фулканелли. Мой друг принял этого загадочного человека по просьбе Андре Эльброннера, и произошло это в лаборатории парижского газового общества за пять лет до старта Манхэттенского проекта и за восемь лет до первых испытаний атомной бомбы в пустыне Нью-Мексико. Вот точное воспроизведение беседы.

Не тратя времени на представления, незнакомец сказал:

«Месье Андре Эльброннер, чьим ассистентом, я полагаю, вы являетесь, проводит сейчас исследования по ядерной энергии. Месье Эльброннер был настолько любезен, что проинформировал меня о результатах некоторых своих экспериментов, в особенности в области исследований радиоактивности. Вы стоите сейчас на пороге успеха, как и некоторые другие учёные одновременно с вами. Позвольте мне предупредить вас, чтобы вы были чрезвычайно осторожны. Работа, которой занимаетесь вы и ваши коллеги, чревата огромными опасностями. Она опасна не только для вас лично – но угрожает и всему человечеству в целом. Освободить атомную энергию куда проще, чем вы думаете, и полученная в результате этого радиоактивность может на несколько лет отравить атмосферу всей планеты. Более того, атомные взрыватели можно сделать буквально из нескольких граммов металла, достаточно могущественного, чтобы уничтожить целые города. Я заявляю вам об это прямо: алхимикам всё это же давно известно!»

Трудно отрицать, что разговор об алхимии в 1937 году, особенно в контексте атомной физики, выглядел, с точки зрения Бержье, совершенно нелепо. Он уже был готов вставить замечание довольно саркастического толка, но незнакомец продолжал:

«Я знаю, что вы сейчас хотите сказать, но для меня это не представляет никакого интереса. Вы полагаете, что алхимики не имели никакого понятия ни о структуре атомного ядра, ни об электричестве и уж тем паче не имели возможностей распознавания излучения. Следовательно, они просто не могли достичь трансмутации, не говоря уже о высвобождении ядерной энергии. Я не собираюсь доказывать вам то, о чём сейчас говорю, но прошу в точности повторить мои слова месье Эльброннеру: геометрическое расположение сверхчистых материалов способно высвободить внутриатомные силы без применения электричества или технологии вакуума. Я ограничусь тем, что зачитаю вам небольшой отрывок».

Взяв со стола книгу Фредерика Содди [английский радиохимик, один из авторов теории радиоактивного распада] «Интерпретация радия», незнакомец открыл её и прочёл: «Я думаю, что в прошлом существовали цивилизации, открывшие энергию атома и погибшие вследствие неразумного применения этой энергии».

Затем он продолжал:

«Предположите на минуту, что эта древняя технология отчасти сохранилась. Также прошу помнить, что алхимики, проводя свои исследования, всегда принимали во внимание религиозные и моральные вопросы, в то время как современная физика, рождённая в XVIII веке, была первоначально лишь забавой для узкого кружка аристократов и богатых бездельников. Наука, не отягощённая совестью… Я полагаю своим долгом предупреждать исследователей по всему миру, но не верю, что предупреждения мои принесут реальные плоды. Я не питаю особых надежд».

Бержье навсегда сохранил в памяти этот ясный, металлический, исполненный достоинства голос. Он позволил себе задать вопрос:

«Если вы сами алхимик, сударь, я не могу поверить, что вы тратили своё время, пытаясь создать золото на манер Дуниковского или доктора Мите. Вот уже целый год я собираю материалы по алхимии – и совершенно утонул в шарлатанских рецептах или толкованиях, которые кажутся мне фантастическими. Можете ли вы сказать мне, сударь, в чём суть ваших изысканий?»

Тот отвечал: «Вы просите меня сжать в несколько минут тысячи лет философии и дело всей моей жизни. Более того, вы просите перевести на внятный язык концепции, для которых внятного языка не существует. Но могу сказать вам следующее: вы знаете, что в нынешней официальной науке всё более важной становится роль наблюдателя. Теория относительности, принцип неопределённости показывают, до какой степени наблюдатель сегодня влияет на ход явления. Тайна алхимии заключается в следующем: существуют способы управления тем, что современная наука называет силовым полем. Это силовое поле воздействует на наблюдателя и ставит его в привилегированное положение относительно мироздания. Благодаря этому своему положению он получает доступ к реальностям, обычно скрытым от нас временем и пространством, материей и энергией. Именно это мы и называем Великим Деланием». «А как же насчёт Философского камня? И создания золота?» – спросил Бержье.

«Это всего лишь частные случаи применения данного принципа. Важнее всего не трансмутация металлов, но преображение самого экспериментатора. Это древнейшая тайна, которую в каждом столетии немногие избранные открывают заново». «Что же происходит с ними тогда?» «Возможно, когда-нибудь я это узнаю».

Моему другу не довелось больше видеть этого человека, чьё посещение оставило неизгладимый след. О нём нам известно, что он пережил мировую войну; далее его следы теряются. Все попытки найти его не привели ни к чему.

-------------------------------------------

Автор книги «Феномен Фулканелли» Кеннет Р. Джонсон: «Работая над книгой, я всего лишь хотел показать, что повседневный мир среднего человека с его ограниченным восприятием – ещё далеко не вся доступная нам реальность; что за земными делами и заботами лежат куда более прекрасные и удивительные земли, связывающие воедино внутреннее пространство человеческой души и внешний мир Творения во всём его великолепии и беспредельности.

Насколько я могу судить, люди, подобные Фулканелли, представляют куда большую ценность для развития человечества; ибо точно так же, как всеобщая наука алхимии не сводится исключительно к трансмутации неблагородных металлов в золото, так и физические, более того, технологические завоевания ортодоксальной науки далеко не обязательно представляют истинный прогресс человечества или его настоящее предназначение. … Решив отправить многие древние философские и метафизические доктрины пылиться в подвалы и на библиотечные полки, человек в каком-то смысле предпочёл искусственный материальный прогресс духовной самореализации. Прежде чем получить возможность ясным взором смотреть вовне, нужно научиться видеть то, что внутри. И история нашего мира, полная трагических ошибок, насилия над собой и себе подобными, безразличия к Природе, увы, доказывает, что человек этим законом пренебрёг. И всё же среди нас, к счастью, всегда были люди, способные хоть как-то исправить это фатальное упущение».

Как совершенно справедливо писал Фулканелли, у нас, к сожалению, очень мало времени, чтобы осознать свои истинные цели и потенциал развития.