РОЖДЕСТВО. АЛТАРЬ

 

Рождество. Худ. Отари Кандауров

«Фра Беато Анжелико брал кусочек неба, и растирал его на палитре в голубую краску; брал кусочек солнца, и растирал его в золото; кисть макал в зарю – красную краску; в лунное море – серебро. Вот бы как написать два маленьких Апокрифа, две заглавных картинки к Евангелию Ave Maria, Благовещение, и Gloria in excelsis, Рождество». (Д. Мережковский "Иисус Неизвестный")

Девять зеркал: видимых нами – четыре – наши Евангелия, и пять невидимых: общий для Матфея и Луки, досиноптический источник, Q, "два особых" (Sonderquelle), по одному у каждого из них; нижний слой, A, IV Евангелия, и, наконец, самое темное, близкое к нам, зеркало – Agrapha. Девять зеркал поставлены друг против друга так, что одно в другом отражается: одно зеркало, Марка – в четырех – Матфея и Луки – двух видимых и двух невидимых, и все эти пять зеркал – в одном невидимом – Q; и все эти шесть в двух зеркалах Иоанна – в видимом – В, и невидимом – А; и, наконец, все эти восемь – в девятом, самом глубоком и таинственном, – в Аграфах.

Богоматерь Печерская. Худ. Отари Кандауров

С каждым новым отражением возрастает сложность сочетаний в геометрической прогрессии, что делает простейшую книгу, Евангелие, сложнейшею. Друг в друге отражаясь, углубляют друг друга до бесконечности; противоположнейших светов лучи пересекаются, преломляются, и между ними всеми – Он. Только так и могло быть изображено Лицо Неизобразимое. Если ни для какого другого лица во всемирной истории мы не имеем ничего подобного, то лицо и жизнь Иисуса мы лучше знаем или могли бы знать, чем жизнь кого бы то ни было во всемирной истории.

Мать. Худ. О. Кандауров

"Матерь Моя – Дух Святой".

Судя по тому, что слово это внятно если не сердцу, то хоть уху человеческому, только на родном языке Иисуса, арамейском, потому что только в нем слово Rucha, «Дух», не мужского рода, как по-латыни, и не среднего, как по-гречески, а женского, Аграф этот один из древнейших и подлиннейших, арамейских logia. Но что с ним делать, мы не знаем, хотя он и касается основного христианского догмата – опыта – Троицы. Мы не знаем, но, может быть, знают старые старушки и маленькие дети, просто молящиеся Матери, Теплой Заступнице мира холодного.

Мать. Худ. Отари Кандауров

Сын говорит всегда об Отце, и только здесь – о Матери. «Семя Жены сотрет главу Змия», – это Первоевангелие, Перворе-лигию всего человечества – религию Матери – Сын освящает, Новый Завет соединяет с Ветхим – только здесь; только здесь, вне Канона, как будто вне Церкви (но, может быть, Церковь шире, чем ей самой кажется), завершается догмат о Троице: Отец, Сын и Матерь Дух. И новым светом, еще сильнейшим, озаряется главное прошение молитвы Господней – о Царстве: первое царство – Отца, второе – Сына, третье – Духа Матери.

Мадонна Третьего Завета. Худ. О. Кандауров

Итак, с одной стороны, как Сын человеческий, Иисус – сын Марии, Марии-Богоматери, но с другой стороны Он Логос – Слово Божие, кто же может родить Слово Божие? Его может родить только Премудрость Божья – София. Таким образом, Христос – именно Христос т.е. Мессия – это Существо, которое рождено сразу двумя половинами Женского Начала – земным его воплощением – Марией, и Божественным Его присутствием в Высших сферах – Софией Премудростью Божией. Христос рождается двуедино и оба женских начала представлены при Его рождении в абсолютной полноте. Это и есть та светлая гармония, которая наполняет своей божественной мелодией этот прекрасный праздник.

 

Краса Земли. Худ. Отари Кандауров

Богоматерь как вся Земля.

Конечно Планетарного Логоса рождает – в лице Марии – вся Земля, мобилизуя для этого все свои ресурсы, выдавая «на гора» всё самое-самое. В основу положена «Фёдоровская Богоматерь», одна из самых проникновенных. Она предстала объёмно, ярко, как живое существо, и так же проникновенно художник постарался её запечатлеть средствами масляной живописи. Масштаб видения подчёркнут маленькой фигуркой архангела Гавриила в момент Благовещения, предшествовавшего появлению на свет Самого Царя Мира. Звёздная корона Богоматери венчает изображение.

 

 

 

Грааль. Худ. О. Кандауров

Сколько было сломано копий вокруг мифологичности Христа. А ведь он и правда из мифа. Он – хозяин трёх видов времени: линейного, циклического (крупномасш-табного видения мира) и божественного, в котором рождаются и живут боги. Он – Золото алхимиков, изображавшееся символически в виде круга с точкой посредине. Тот же знак, которым изображается Солнце.

Рождество, следуя за Сочельником, образует огромный космический храм – Храм торжества Света.

 

 

 

 

 

Логос. (фрагм.) Худ. Отари Кандауров

Иисуса рождает Мария Иосифова (Мариам), а Христа рождает София Премудрость Божия – из уст, оставаясь Девой, но становясь Матерью; Она же – Руах Элохим, Дух Господень. Чистота Марии – это её качество, а не физическое состояние; поэтому в конце Ей уготовано успение, а не смерть, как остальным смертным. Мария и София (с Её пурпурными крыльями) представляют двуединую систему (типа грузило-поплавок); как София, Мария остаётся естественно девой, а как Мариам – София становится естественно матерью. Это уникальное двуединство и представлено в «эпизоде А»: в руках Марии существо бессмертное – именно поэтому Она называется Бого-матерью, а Он – с момента рождения – Спасом Эммануилом, Царём Мира.

 

 

 Худ. О. Кандауров

Мать Мира, Управительница Небес, Дух Святой, Она же – София, Премудрость Божия – «женская» ипостась Высшего Божества. Она – олицетворение замысла Творца, Его креативной мощи, Его любви и снисходительности (без унижения достоинства) при создании мира и человека. Два этапа его оформления и наделения высшими качествами (и прежде всего, «любовью») – самая глубокая мистика и патетика мудрости.

 

                             С Рождеством!

 



ГЛАВНАЯ     КОНЦЕПЦИЯ      ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ     АРХИВ      БЛОГ НОВОСТЕЙ